Матрица: Воскрешение — не видим то, что есть, и находим то, чего нет
Давненько я не радовал Вас, уважаемые читатели большими тематичискими статьями с моим необъективным, предвзятым и токсичным мнением. Причина этому банальна и проста – мало что цепляло так, чтобы вызвать бурю эмоций, которую хотелось бы излить на страницы нашего сайта. И вот, свершилось – Матрица: Воскрешение и реакция зрителей на нее, смогли сделать это.
Вообще, я больше по видеоиграм, а киноиндустрия меня редко может удивить. Опыт переживания сюжета в той или иной степени интерактивном мире всегда давал мне больше положительных эмоций и пищи для размышления, нежели созерцание истории, мыслей и видения людей, без возможности личного участия.
Матрица один из тех проектов, который заставлял меня задуматься о философии, экзистенциальности и квантовой механике вместе с буддизмом и эзотерикой. Это не считая размышлений о смысле жизни и природе настоящей любви. О том, что она значит в жизни людей. А еще Киану Ривз – отличный актер, крутой мужик и вообще красавчик. И боевка с эффектами были прям вот прям. Вот слов нету, какими они были в свое время. Но, вы это и так прекрасно знаете.
Раньше, я считал, что матрица, это про философию и мироустройство. Вся эта виртуальность нашего мира, постапокалипсис, война с машинами, природа искусственного интеллекта. Из нее выросли десятки теорий, будораживших умы миллионов людей. Программа ли Морфеус, реален ли Зион, как у избранного получается контролировать машины в реальности. Ну и все вот это вот. Одних перечислений на добротную статью хватит.
История и мотивации в оригинальной трилогии
Я тоже любил размышлять на эти темы. Искать ответы, причем уже в сопутствующих источниках не связанных с фильмом. Но, когда я подрос и в очередной раз решил пересмотреть трилогию, меня осенила простая до боли идея, что Матрица — это история любви. Ода любви между мужчиной и женщиной. Братья Вачовски показали, что Любовь воистину может творить чудеса. Только благодаря своим чувствам к Тринити Нео смог сделать невозможное. Смог поверить в себя на столько, что смог изменить правила игры. Смог нарушить установленный порядок вопреки всему. И в финале, смог принести себя в жертву, потому что лишился своей Любви. Это дало людям и машинам шанс на новую жизнь, новый способ взаимодействия между собой.
Зачем так много про оригинальную трилогию? – Это важна для понимания контекста продолжения, вышедшего не так давно. Судя по гневным комментариям о надругательствах в стиле копро над детскими воспоминаниями подавляющего большинства зрителей, насаждении повсеместной повесточки и боевки, которая уже не та, становится ясно, что люди ждали от фильма иного, а значит не увидели в оригинале что было смыслом, а что доказательствами и средствами изложения.
Дальше будут спойлеры, поэтому всем, кто не смотрел, рекомендую ознакомиться, что бы ни кричали комментаторы в интернетах. Только помните, тут язык повествования и средства выражения мысли другие. Не ждите, что будет так же как в первой части. Так же не будет никогда, так бывает один раз.
Ну а тем, кто посмотрел, или кому не хочется утруждать себя просмотром, предлагаю в первую очередь порассуждать о Нео ни как об избранном с удивительными способностями и вообще местном святым. Предлагаю посмотреть на него, как на личность, на человека, обычного человека с чувствами, переживаниями и всем тем, на что в боевиках не так часто обращают внимание.
Личность Нео
Нео умер. До этого, на его глазах умерла любовь всей его жизни и он, по сути пошел на суицидальную миссию, компенсируя потерю личностного смысла жизни жертвой ради глобальной цели. Его базовая мативация, подразумевала главенство личных интересов над общими. У Архитектора он делает выбор в пользу Тринити, а не спасения Зиона. Это база логики принятия его решений. Это основополагающая черта его характера. Любовь – смысл его жизни и мотив поступков.
Он не верил в свою избранность и благополучно погиб от руки Смита в первой части, пока Тринити не дала ему понять, что любит его. Поцелуй Тринити пробудил его способности, заставил захотеть жить и сражаться. Сражаться за свою Любовь в первую очередь, а потом уже за всех остальных. Вера Тринити в Нео, в любимого ей мужчину, давала ему силы, питала его желание бороться и позволила сделать невозможное.
Что мы имеем в четвертой части, в Воскрешениях (да, в оригинале там множественное число в названии, потому что воскресили и Нео и Тринити, ох уж эта постапокалиптическая медицина машин.)
Оживший Нео существует в мире, где он знаменит, судя по всему богат и занят любимым делом – программированием. Но он несчастен. В его жизни нет смысла, только чувство, что он должен быть, только поиски той единственной, которые он проводит мягко говоря довольно вяло, ибо все окружение убеждает его в том, что он псих с галлюцинациями. Из-за этого он думает, что его чувства – обман, что его дискомфорт – следствие заболевания. Аналитик, местный аналог Архитектора и Оракула, всячески культиврует у него эту уверенность. О его мотивации позже.
Деградация характера Избранного
Нео в новой Матрице – поломанный, потерявший все старый уставший мужик. Он явно не живет – он доживает. Киану отлично передал своей игрой его мироощущение. Вспомните, в диалогах, в драках на многих крупных планах, до осознанной встречи с Тринити, на лице героя выражение вселенской усталости и вынужденности его действий. Он дерется без энтузиазма в большинстве сцен, не потому что Киану старый, да и фильмы уже не те, вот раньше было лучше, а потому что, такой стиль ведения боя, набор приемов и сопутствующее поведение – прямое следствие внутреннего эмоционального состояния персонажа, полностью соответствующее его способностям, характеру и мотивам. Это логичное следствие произошедших с ним событий.
Единственная сцена, где он получает некое удовольствие от драки – сцена с Морфеусом, где он пытается вновь пробудить избранного старым добрым Кун-Фу. Видимо приятная ностальгия заставила Нео получить удовольствие от происходящего. Поэтому именно данная сцена во многих комментариях фигурирует как одна из немногих удавшихся боевых сцен. Стал ли подобный ход следствием возраста Киану или недостаточной физической подготовкой других актеров мы не узнаем, но эта особенность показывает нам характер и состояние героя и не противоречит сеттингу и логике развития сюжета. Однако, людям не зашло.
Теперь мое любимое – повесточка. Я сломал достаточно много копий о радужные щиты, отстаивая тезис: делайте что хотите, пока это не мешает другим и не пытается стать нормой для тех, кому это неприемлемо. Почему-то господа активисты, приверженцы и прочие адепты всегда воспринимали подобную риторику как агрессию в их адрес. Тем временем другие уже активно ведут экспансию на информационном и медиа полях западных стран. Людям это не очень стало нравиться, что говорит о явной небезнадежности человечества. Но у этого есть и обратная сторона. Теперь, наученные горьким опытом испорченных франжиз и сладким послевкусием разбивания врагов на медиа просторах, люди начинают видеть тренд даже там, где его нет.
Женщина-трансгендер с яйцами
Множество гневных комментариев обрушались на Лану Вачовски за то, что она будучи трансгендером. Интересно, а правильно называть ее будет она или он она или он? А то гендеров 47, а местоимений всего три. Шутка плоская и нетерпимая, скажет кто-то, но, спешу его огорчить, ибо вызвана она тем, что впервые за долгое время мы наконец-то увидели человека с яйцами в киноиндустрии, который смог рассказать красивую историю настоящей любви между мужчиной и женщиной, в контексте продолжения завершенной по сути истории, простебав все современные модные тенденции.
Причем сделано все было настолько простым доходчивым языком, что по идее, понять мог практически каждый, вне зависимости от уровня развития, возраста, пола и т.д. Но люди, теперь не так просты. Они видят пост-мета-квази-модернизм и еще пару десятков умных терминов там, где используется прямой текст посредством диалога персонажей. Автор сказал устами своего героя мысль направленную на зрителя – это супер-лупер-постироничный модернизм кричат все. Машу ж вать, во первых, любое произведение так работает. Автор берет информацию, актуальную для него и впихивает в своих персонажей, чтобы они делали то, что он хочет. По другому, книга, кино или игра. Мы же не удивляемся, когда марио начинает бежать по уровню и не видим в этом символизм и бесконечное пространство смыслов. Не задумываемся, что походкой Марио хотел сказать автор. Или почему после того, как Марио сожрет гриб, мир вокруг него меняется в более интересную сторону. Это игровая механика и сопутствующий визуальный эффект, направленный на достижение цели автора проекта – вызвать у игрока определенные эмоции. И так далее.
Слона-то мы и не приметили
Лана же, в свою очередь прибегла к устаревшей форме использования информации в медиа среде. Она попыталась довести до зрителя мысль. Сделать так, чтобы он подумал над происходящим. Собственно первый фильм все полюбили во многом за это – он заставлял думать. Один только монолог Агента Смита о схожей поведенческой природе человека и вирусов уже заставлял обратить внимание на очевидные вещи, которые никто не замечает. Не обращает на них внимание. И да, там устами Агента Смита, автор доводит до зрителя мысль. И это вызывает у людей восторг, эйфорию и жажду швыряться деньгами в кинотеатры, чтобы еще разок пересмотреть.
Прошло время, и теперь в таких вещах видят вообще что-то запредельное, отличающееся от привычного и придумывают термины для идентификации, дабы можно было блеснуть красивым словцом. А после, на основнаии этого словца построить свою пирамидку презрения или восхищения. Но никто, лять, не задумывается о том, в чем была мысль. Победа формы над содержанием.
Продолжение скоро. We are not finished yet!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.