Франшиза о Терминаторе в этом году достигает возраста Христа. Самое время вспомнить настолько ли она была крута тогда и остается ли таковой по сей день.
Существует легенда, что после нескольких провалов в карьере, опустившийся на самое дно никому не известный Джеймс Кэмерон слег с лихорадкой в столице Италии. В бреду ему явилось антропоморфное металлическое существо, выползающее из стены огня, опираясь на лезвие ножа. Кэмерон пришел в себя и зарисовал этого красавца, что и послужило отправной точкой к созданию шедевра. История так себе. И откровенно отдает пиз@ежом, чего уж там…В Голливуде любят библейские знамения и тому подобное. Важно ведь совсем не это.
Сама по себе концепция путешествия во времени на основании «принципа сомосогласованности Новикова» не была чем то новаторским даже в 1984 г. Истории о киборгах и роботах — и подавно. Об этом вам красноречиво расскажет хотя бы Харлан Эллисон — американский писатель-фантаст, увидевший в идее «Терминатора» плагиат,а позднее — включенный в список соавторов, дабы избежать судебного разбирательства. Это уже после того, как ему отправили жирный чек на сумму около 65 000 $.
Как выяснится позже — чеку следовало быть значительно жирнее.
Первый фильм снимался с мизерным для Голливуда бюджетом в 6,5 миллионов. Кэмерон с самого начала придумал концепт робота из жидкого металла, меняющего облик в зависимости от обстоятельств, и сюжет, действия которого разворачиваются в далеком будущем. Но технологии того времени не
позволили бы сделать это как следует, и режиссер (это большая редкость, кстати) решил отложить все эти, казалось бы, основополагающие вкусняшки до лучших времен. По сути, пожертвовать стержнем истории. В довершение всего, студия стала навязывать Кэмерону актера на главную роль, бодибилдера с квадратной челюстью и своеобразным юморком, хотя терминатор изначально задумывался обладателем заурядной внешности, что способствовало его скрытности и умению смешаться с толпой.
По признанию Кэмерона, он ехал на встречу с «Конаном-разрушителем» исключительно чтобы спровоцировать конфликт интересов и использовать это в качестве отмазки. Но все стало как стало.
Да, спецэффекты как в «пластилиновой вороне». Да, лазерные лучи нарисованы (непонятно даже на чем). Да, Линда Хэмилтон очень своеобразная актриса. Но все это работало. Как работает и сейчас. Гнетущая нуарная атмосфера. Страх неизбежности. Бесконечный саспенс. Преследование.
Куча деталей, ставших флэшбэками в последующих частях. Моя любимая из них — это модель игрушечного грузовичка, который робот давит колесами. Именно на таком грузовике Т-1000 будет преследовать Джона Коннора в одной из самых запоминающихся сцен сиквела.
Кстати, всякий раз вспоминая какой же Арнольд отвратительный актер, мне хочется отдать ему должное за Терминатора образца первых двух фильмов. За то, насколько австриец сумел вытравить из себя живого человека. Он лишний раз не поднял бровь, не нахмурился и не почесался, ни разу не моргнул, нажимая на курок, при звуке выстрела и отдаче, ни разу не посмотрел на ствол, при перезарядке. Не говоря уже о том, какой же он, сука, инфернально страшный в первой части.
Будучи маленьким ребенком, я боялся смотреть этот фильм в одиночку, в отличие от «Судного дня», который, кстати, я посмотрел первым, как любой россиянин моего года выпуска. В общем, я твердо убежден, что если ты создал хоть раз в жизни такой мощный запоминающийся образ — тебе смело можно простить и дурацкий акцент, и даже «Джуниор». Хотя….ладно, не будем об этом.
К моменту съемок сиквела у суммы крутизны Кэмерона и Шварценеггера появилось и третье слагаемое — продюсер Марио Кассар, совладелец очень перспективной на тот момент киностудии Carolco. Он выкупил права на «терминатора» и выставил режиссеру дэдлайн с конкретной датой премьеры. Казалось бы, белый воротничок, бюрократ и сволота — а сработало же. Все наработки и весь нуарный стиль первого фильма теперь были упакованы в стомиллионный (рекордный на тот момент в истории кино) бюджет, ни одна сцена не была слабой или безвкусной, а все, что вызывало малейшие колебания — было беспощадно вырезано нах. Вот, что бывает, когда талантливому человеку отслюнявят немного деньжат. Начиная именно с этого фильма, компьютерная анимация будет являться абсолютно обязательной частью любого блокбастера. Кстати, снимем шляпу в знак скорби по тем временам, когда фильму с подобным рейтингом могли выделить такой бюджет.
Про «Судный День» хотелось бы говорить, как можно меньше — он слишком известен и часто освежаем в памяти. Список лучших фильмов ever не обойдется без него точно. Достаточно добавить, что фильм собрал более полумилиарда долларов и вознес Кэмерона, Шварценеггера и Кассара на вершину к шлюхам и шампусику. Легенда гласит, что эти трое уговорились участвовать в съемках продолжения «терминатора» только вместе и никак иначе. Но….
Прошло 11 лет. Студия Carolco разорилась. Обстоятельства все таки заставили Кэмерона отказаться от постановки 3-й части франшизы. Марио Кассар и Эндрю Вайна выкупили права на сьемку и готовы были приступать. Да, Шварценеггер немного помялся, мол, как же без Кэмерона и т.д., но самый высокий гонорар в истории кино на тот момент избавил его от угрызений совести. На этот раз продюсеры взяли под контроль все производственные процессы и отказались от всего интересного и «проблемного». Цель была ясна: заработать на легендарном образе и поменьше вые@ываться, а то еще не дай бог хорошее кино выйдет. В режиссерское кресло сел Джонатан Мостоу (кто, @лядь?), Джона Коннора теперь играет Ник Стал (сука, кто это??), а роль главного антагониста исполнила Кристанна Локен (да что с вами не так??). Есть ощущение, что кое-кто из этих троих реально насосал на участие в фильме.
Фильм, в свою очередь, отсосал не менее крепко. Никакого ощущения накала от преследования, абсолютно не вызывающий ни страха ни интереса враг, актеры настолько мрачные упыри, что Шварценеггер (!) выглядит лучшим из них. А такое о нем можно сказать не часто. В общем, то ли ориентиры кино к 2003-му году так сильно изменились, то ли пресловутая мода, но «Терминатор» лишился своего особого наполнения, атмосферы и стал похож на любой другой программный блокбастер того года. Только еще хуже. В нем не было ничего, чему стоило бы дать шанс и все, кто прикоснулся к нему — канули в забвение, подобно проклятой гробнице фараона. Сборы в США не окупили даже производственный бюджет. «Терминатор 3» с уверенностью заявляет, что нельзя приготовить любимое блюдо, если не собираешься добавлять ингредиенты, из которых оно состоит. Все просто. Даже, бл@дь, айл би бэк никто не сказал, ну не сволочи?
А как по-вашему будет выглядеть фильм о терминаторах, если отказаться не от некоторых ингридиентов, а от всех?
В 2009 году нас ждала новая часть франшизы, и, не смотря на то, что студия пыталась сохранить интригу, мы знали точно — Арнольда там не будет. И после предыдущей части — нас это не очень расстраивало. «Да придет спаситель» показал нам нечто новое. Именно ТО будущее, откуда «родом» машины судного дня. Холодный, серый, недружелюбный постапокалипсис, где человеку не рады. Фильм был негативно встречен критиками (они вообще смотрели третью часть?) и большим количеством зрителей, не смотря на присутствие таких актеров в кадре как Кристиан Бэйл и Сэм Уортингтон.
И позвольте мне не согласиться с критиками. В отличие от третьей части, где все перспективные идеи были спущены на тормозах, МакДжи — режиссер 4-го фильма, хотя бы постарался посмотреть на легендарную историю под новым углом. Козырей ему не раздали вовсе, и вот что из этого вышло:
долго собирая информацию о чернобыльской катастрофе и других современных катаклизмах, МакДжи решился сделать ставку на атмосферу холодного будущего. Для съемок он использовал устаревшие объективы и винтажную крупнозернистую пленку Kodak, давно снятую с производства — именно этим деталям и кропотливой обработке пленки фильм обязан своими тусклыми, грязными цветами. Команда студии спецэффектов «Legacy FX» по-сути разработала с нуля модели терминаторов, предшествующие тем, которые мы видели в предыдущих частях фильма. Теперь нам показали и T-400 и T-600 — менее удачные опыты Скайнета в вопросе уничтожения биомассы, а роль Кайла Риза и вовсе досталась нашему соотечественнику Антону Ельчину. В итоге, из-за неготовности ярых фанатов «Судного Дня» принимать что-либо новое, даже если к этому отнеслись с любовью и фантазией, фильм чуть более, чем вдвое отбил производственный бюджет в мировом прокате,а собственно в американском прокате не отбил его и вовсе. Поклонники отторгали его, как инородное тело в линейке похождений Шварценеггера, а критики смеялись над Джоном Коннором, представшим тут не главным Мессией, а едва-ли не главарем шпаны, который вмешивается в дела серьезных дяденек из армии со своими байками о путешествиях во времени.
И вот таким образом мы и подошли к одиозной финальной (по состоянию на 2017г) пятой части.
«Сериальный» режиссер Алан Тейлор, старый-старый Арнольд, блевотный Джай Кортни (который уже измазался однажды тоже в пятой части тоже культового кино про джона МакКлейна), Мать Драконов в роли Сары Конор, а главный источник шуточек — сам Терминатор. Звучит действительно не очень, согласен. Но вот вам моя история: мне понравился фильм. Вернее, не так. Скажу по-другому: я смог получить от него удовольствие. Я шел в кино в правильном настроении, мне не было дела до «славных традиций» Кэмерона, которые попирались последние годы, меня не волновал престиж франшизы и прочее эфемерное говно. И я нашел для себя в этом фильме, многое, чему стоит отдать должное. Мне нравится, как безапеляционно 5-ая часть отрицает последние две. Для режиссера «Генезиса» их просто не существует. Мне понравилось, с какой ностальгией и любовью команда пытается воссоздать места действий из классической дилогии, обувает Кайла Риза именно в эти «найки», ставит акценты на «золотых» репликах персонажей. Кромешный пиз@ец с сюжетом, тошнотворный хэппи-энд, азиатский T-1000 — я вас умоляю. Как говаривал Аршавин: ваши ожидания — сами знаете, чья проблема. Мне казалось, что жизнь научила фанатов «Терминатора» не ждать чудес. В конце концов, в третий раз получать по лицу не так больно, как в первый. Я заранее твердо решил, что я в кино на фильме про Терминатора в последний раз — можно сказать, я пришел попрощаться. И мы с ним, как старые товарищи, славно ударили по рукам, перед тем как разойтись в разные стороны. И из зала я выходил с улыбкой.
P.S. Если у вас хватило времени, чтобы дочитать это до конца, может вам стОит найти себе нормальную работу?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.