Тетрадь Смерти и ее скрытый посыл, или «Почему проиграл Кира»
Давайте поговорим о Тетради Смерти. Этот обзор рассчитан на тех, кто хотя бы раз ознакамливался с данным произведением, и кому не надо пересказывать сюжет. Сегодня я хочу поговорить лишь об одном из множестве посылов, которые Тетрадь Смерти рассказала своим зрителям, а именно о том, почему проиграл Кира.
Этот разбор имеет примерно такое же отношение к хайпу, как розовый слон в комнате к проблемам экзистенциального кризиса. Я просто сидел среди ночи, слушал саундтрек этого бессмертного аниме, и меня пронзила мысль. А чему нас учит Тетрадка? О чем она нам говорит между своих строчек? Открытым текстом нам заявляют множество тезисов, с которыми можно согласиться или нет. Прав ли был Ягами Лайт или же Л? Что есть справедливость? Где проходит граница дозволенного? Какова цена человеческой жизни?
На эти темы можно дискутировать бесконечно, но есть один тезис, который нам говорится прямым текстом, и я не видел ни одного обзора, в котором его бы как либо поднимали. Тезис этот прост — совокупность характеристик одного человека, слабее двух человек, максимализировавших каждую из них. Сложно да? Сам в шоке, но давайте разбираться.
Кира и Л вели борьбу на протяжении большей части сериала, они были крайне похожи. Их методы, взгляды на жизнь, способы достижения цели. Они были практически идентичны, но Ягами оказался более адаптирован к реалиям нашего мира. Более беспринципен, более целеустремлен, за счет чего он и уничтожил своего главного оппонента.
Но, что же мы видим дальше? казалось бы, Кира победил, новый мировой порядок, эра справедливости? Но этому не суждено сбыться, на его пути встают уже два гения — Ниа и Мелло. Два максимально противоположных персонажа. Один — олицетворение Упорядоченности (Ниа), другой — сеятель Хаоса (Мелло). Оба максимально умны, проницательны и интеллектуальны, но различны в своих базовых стремлениях, как небо и земля.
Однако, победа «Сил Добра», в лице Ниа и Мелло, была бы невозможна без их совокупных в свей раздельности действий. В то время, как Ниа больше наблюдал и анализировал, Мелло провоцировал и действовал на опережение. Именно это давало Ниа так необходимую ему фору в просчетах. Пока Мелло расшатывал Ягами, Ниа смотрел на то, как он будет вести себя, и нанес завершающий удар, который не оставил ни единого шанса гению Лайта.
Синектика Ниа и Мелло
Ну а теперь зададимся столь любимым критиками вопросом — что же хотел сказать автор? Банальные ответы типа «убивать это плохо», «Ягами поволокло от вседозволенности», «добро побеждает Зло» и все в таком духе не принимаются. На мой взгляд посыл автора был именно в коллективе. В том, что совместная работа разнородных элементов будет сильнее индивидуальной совокупности способностей. Это называется синектика. Синектика с древнегреческого — совмещение разнородных элементов.
В данной ситуации автор показывает нам, как совокупность способностей двух человек, работающих в невольной кооперации превосходит одного человека, обладающим полным спектром их черт за счет того, что они сфокусированы каждый на своем амплуа. Лайт, равно как и Л, был способен на эмоциональные, зачастую не слишком рациональные ходы, направленные на форсирование и раскачивание ситуации, одномоментно продолжая мыслить логически, уравновешивая свои порывы. Это было действенно с Л, который применял подобный метод.
Однако, это оказалось бесполезным против двух людей, каждый из которых, давайте будем объективны, в отдельности уступал Кире в смекалке, либо в нестандартности мышления, и обязательно проиграл бы, действуй они по-одиночке. Тем не менее, действуя сообща, они смогли максимально использовать свои предрасположенности, невольно создав единую систему, где совместная кооперация максимилизированных диаметрально противоположных основопологающих характеристик каждого из ее составных частей, позволила ей в совокупности иметь элементарное математическое превосходство над тем, кто пытался соединить данные характеристики в себе.
Как не парадоксально, Тетрадь Смерти учит простой и до боли знакомой истине — один в поле не воин. Да, в ней масса других посылов, разбирая которые можно было бы написать целую книгу, но сегодня, спустя более шестнадцати лет со времен первой публикации манги, это произведение смогло удивить меня. Удивить меня тем, насколько простую истину они смогли так сложно показать. И заставило задуматься над тем, насколько правильно я воспринимал его все эти годы.
Данная статья — «всего-лишь мнение», мнение, которое, как я надеюсь, заставит вас согласиться с ним или нет, но, возможно, вновь побудит вас прикоснуться к этому безумно креативному проекту.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.